портрет

oleg_dubov


Олег Дубов

Глава Оленинского района Тверской области


Previous Entry Share Next Entry
Вопрос главе. Про досрочные выборы в районе.
портрет
oleg_dubov
Газета "Наша жизнь" (Оленино), 22.05.14

«В газете «Край справедливости» недавно сообщалось о возможности досрочных выборов главы района и Собрания депутатов в сентябре 2014 года. Известно, что на 26 мая назначено заседание районного Политсовета «Единой России», которое, среди других вопросов, рассмотрит общественно-политическую ситуацию в районе. Будет ли обсуждаться возможность досрочных выборов? И с чем связана такая информация?»

(Вопрос редакции).

О.И.Дубов:

- Вопрос о досрочных выборах мог обсуждаться на Политсовете, был подготовлен проект решения по этому вопросу, который лично я поддерживал. Причины, думаю, понятны.

Государственной Думой был принят в первом чтении проект изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он предусматривал упразднение прямых выборов глав районов, и обязательное наличие должности главы администрации («сити-менеджера»), назначаемого по контракту. Таким образом, решения нашего референдума от 1 марта 2009 г. о необходимости прямых выборов главы района вступили бы в противоречие с действующим законодательством и утрачивали силу.

Такие изменения неизбежно приводили к резкому снижению уровня работы местной власти, отсутствию какой-либо ответственности перед населением со стороны районной администрации и ее будущего нового руководства. Как следствие этого, создавался значительный риск проведения безответственной социальной политики, противоречащей интересам населения, а также высокая вероятность противостояния между избранным из состава депутатов главой района и назначенным главой администрации района.

Все вышеназванное ставило под большой вопрос дальнейшую социально-экономическую и общественно-политическую стабильность на территории Оленинского района.

Кроме того, в законопроекте предлагалось лишить население права на прямые выборы Собрания депутатов района, которое должно было формироваться из состава Советов депутатов городского и сельских поселений, при равной норме представительства.

Вместе с тем, изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривают сокращение срока полномочий действующих органов местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления районов в избирательном цикле 2014 года производится на основе действующих Уставов, принятых на основе законодательства, без учета последних изменений.

В случае избрания главы Оленинского района, Собрания депутатов Оленинского района, Советов депутатов городского и сельских поселений в 2014 году, срок их полномочий завершились бы в 2019 году. Это позволяло отложить на значительный срок применение на территории района негативных изменений законодательства.

Если бы закон был окончательно принят в таком виде – я первый был бы за досрочные выборы в сентябре 2014 года. Даже без своего личного в них участия. Система власти, наличие дееспособной власти в районе важнее конкретной кандидатуры в должности главы.

К счастью, в конце прошлой недели ситуация резко поменялась.

На сайте Госдумы появился текст проекта изменений в Закон о местном самоуправлении к 2-му и 3-му (окончательному) чтениям.

Концепция изменилась - и заметно в лучшую сторону.

Не буду говорить о других видах муниципалитетов. Нас, естественно, интересуют районы.

Выборы депутатов. Если в первом чтении предполагалось оставить единственным вариантом - делегирование депутатов района от Советов поселений (а выборы поселений сделать вообще единственной разновидностью местных выборов), то теперь этот вариант - всего лишь один из двух. Обычные выборы депутатов разрешается оставить, если это будет прописано в областном законе и Уставе района.

Выборы главы района. Самым вредным (и даже опасным) решением была, прописанная в первом чтении, полная отмена прямых выборов глав районов (которые, в случае своего избрания всем населением, возглавляют местную администрацию). Предполагалось, что глава района - опять-таки, без каких-то других вариантов - избирается Собранием депутатов, возглавляет его, и имеет чисто представительские, почетные функции. Вся реальная власть должна была оказаться в руках "сити-менеджера", не имеющего никакой ответственности перед населением района. И уже поэтому "сити-менеджер" (абсолютно любой!) был бы ориентирован не на разумную организацию жизни населения, а на проведение самых античеловеческих реформ - вроде "оптимизации" школ, клубов, библиотек и приватизации МУПов.

Теперь этот вариант перестал быть единственным. Прямые выборы главы района, возглавляющего местную администрацию, можно сохранять. Опять же, если это будет отражено в областном законе и Уставе района.

Законопроект стал гораздо более адекватным. Я очень надеюсь, что и областной закон, который будет приниматься, наверное, до конца года, сохранит возможность всенародных выборов районных глав и депутатов.

Если говорить про наш район, то мы, конечно же, за то, чтобы местную власть избирало все население. Не случайно именно у нас в 2009 прошел единственный в России результативный референдум по этому вопросу (83% за). Я организовал пять лет назад этот референдум, чтобы сохранить за жителями района право не только на выборы, но и на дееспособную местную власть. Эта моя позиция не изменилась.

Учитывая, что при подготовке изменений в Закон о местном самоуправлении, в самый последний момент, здравый смысл возобладал, для нас больше нет никакого смысла проводить досрочные выборы. Они состоятся (причем, прямые и всенародные, как сложилось в районе с 1996 года) в свой срок, 13 сентября 2015 года. Вопрос о досрочных выборах на Политсовете «Единой России» 26 мая обсуждаться не будет, это предложение снято с рассмотрения.

Вопросы главе можно задать:

- по телефонам редакции 2-23-56, 2-19-56;

- через приемную главы, тел. 2-14-02;

- в социальной сети «В контакте» (группа «Наш дом – Оленинский район»)


  • 1
Отношусь крайне отрицательно. Необходимо оставить нормальные выборы депутатов в городах и районах.
При этом, я всегда был и остаюсь за смешанную систему, а не мажоритарную.

Нет-нет, прямые выборы никто не отбирает.
Эта модель, в принципе, была создана в СССР в 30-е годы: быть избранными в советы народных депутатов всех уровней, могли только члены низовых советов. А избирались прямым голосованием, как и положено.

Вы знаете, мне кажется, что на уровне муниципалитета/общины (городского/сельского округа/поселения), вообще партийных списков быть не должно. Тут ещё нет политики, тут ежедневная текущая работа по обеспечению жизнедеятельности поселения. И избирать должны на таких уровнях _конкретных_ _людей_, которым доверяют. А их принадлежность к той или иной партии, это уже фактор влияния на результаты партии на смешанных выборах в региональные парламенты, и на возможно мажоритарных, возможно смешанных выборах в парламент страны :)

Заодно это даст возможность партиям очиститься от балласта и приспособленцев: в такой модели они, во-первых не попадут в списки от слова никак, поскольку сначала надо заслужить доверие низового избирателя, а потом лезть вверх :), то есть попутно убивается тема торговли местами в списках, а во-вторых впрямую увяжет результаты партий в мажоритарной системе с качеством работы их представителей на местах. Серьёзный повод для руководства озаботиться чистотой рядов :)

Кстати, о мажоритарной системе: мне кажется, что в действующую модель было бы очень хорошо внести одно дополнение - если член парт.списка отказывается от мандата, он _АВТОМАТИЧЕСКИ_ переходит к следующей по количеству голосов партии, а не к следующему в её списке. В целях повышения ответственности кандидатов.

Мажоритарные - это по округам. Списки партий при смешанной и пропорциональной. Но дело не в этом. Партийные организации в районах занимаются не столько политикой (кроме федеральных избирательных кампаний), сколько местными вопросами своих территорий.
А отсекать балласт от депутатских мандатов надо, согласен. Для этого лучший способ - проводить честные праймериз и не корректировать их результаты.

Так я же исключительно об этом.
В моём понимании, выборы в местные органы должны быть строго мажоритарной, причём блоковой неограниченного вотума. То есть, у избирателя есть количество голосов, кратное или равное количеству замещаемых мест в округе, которые он распределяет сообразно своему предпочтению. Победители определяются простым большинством, то есть сортируются в порядке количества голосов, и первые N мест - проходят :)

А вот быть избранным на таких выборах с моей точки зрения должны иметь право только члены советов низшего звена (домовые/деревенские советы), выборы _в_ которые уже проводятся без дополнительного ограничения права быть избранным.
Региональные парламенты могут формироваться по смешанной системе, федеральный - как и сейчас по пропорциональной.
НО. Право быть избранным остаётся только у членов местных советов низшего уровня, то есть любой депутат любого уровня a priori и по определению является сначала депутатом местного совета.

Таким образом, мы гарантируем, что депутатами всех уровней будут люди, не оторванные от реальности спецобслуживанием и прочей радостью, так как при невыполнении своих обязанностей местного уровня сограждане могут такого умника _отозвать_ из домового/поселкового совета, и он _автоматически_ лишается всех последующих мандатов.

И, кстати, я с Вами полностью согласен, что на текущем этапе развития нам _не_надо_ уходить в парламентскую демократию. Для неё надо вырастить соответствующее отношение сограждан к выборам в советы :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account