?

Log in

No account? Create an account
портрет

oleg_dubov


Олег Дубов

Глава Оленинского района Тверской области


Previous Entry Share Next Entry
К двум российским бедам добавилась третья - 131-й закон
портрет
oleg_dubov

Выступил на 8-м Собрании депутатов представительных органов Тверской области 27 февраля, в котором участвовали Губернатор, депутаты Законодательного Собрания, главы районов и поселений. Тема - совершенствование местного самоуправления. Текст выступления - под катом.

Уважаемый Андрей Владимирович!

Уважаемый Андрей Николаевич!

Уважаемые коллеги!

Как известно, в последние годы, к двум вечным российским бедам прибавилась еще одна. Это 131-й Закон, который далеко не во всем отвечает реальным проблемам наших территорий, и реальным потребностям людей – особенно в сельской местности. Не случайно Президент России в своем Послании уделил самое серьезное внимание этому Закону и необходимости его изменения.

Одна из основных проблем заключается в том, что даже сейчас, через восемь лет после введения 131-го Закона, население до сих пор до конца не разобралось, какие полномочия находятся у района, какие – у поселений, кто и чем должен заниматься, какие муниципальные объекты в какой собственности находятся. Из-за этого нередко люди вынуждены ходить по бюрократическому кругу при решении самых простых жизненных вопросов.

Еще одно последствие реформы местного самоуправления - резкий рост документооборота. Например, мы у себя в районе, вместо одного Устава и одного бюджета принимаем восемь Уставов и восемь бюджетов. Вместо одного нормативного акта мы принимаем восемь совершенно одинаковых нормативных актов. Практической пользы никакой, но закон требует. Огромная масса людей вынуждена заниматься бумаготворчеством, вместо живой, содержательной работы, которую ждет население. Разумеется, то же самое происходит на каждой из территорий.

В районах и на региональном уровне есть реальное понимание этих проблем, и делается немало для того, чтобы их смягчить. В последнее время во многих муниципальных образованиях происходит объединение администраций районов и районных центров. Это положительный процесс, нужный для всей области. Жизнь неоднократно доказала, что на районном уровне многие вопросы местного значения (особенно в таких сферах как ЖКХ) решаются успешнее, чем на уровне поселений. В то же время, у этой работы есть серьезный тормоз, в виде запрета на объединение администраций до конца срока полномочий текущего созыва депутатов. Например, мы приняли все необходимые поправки в Устав еще весной 2011 года (в самом начале текущего созыва), и вынуждены ждать вступления их в силу после 2015 года. Считаю, что было бы гораздо лучше и правильнее, если бы объединение администраций района и райцентра стало возможным, независимо от срока окончания полномочий депутатов, с 1 января следующего года после принятия соответствующих решений.

Но даже эта мера, сама по себе полезная и необходимая, не решает главной проблемы, из-за которой эффективность местного самоуправления сегодня ниже, чем это нужно нашему населению. С 2006 года районы лишились единого бюджета – те же самые деньги (которых больше от этого не стало) оказались разделены между бюджетами районов и поселений. Такое размывание средств явно не идет на пользу финансовой стабильности и оперативному решению вопросов. Не меньший вред нанесло и разрушение единой системы управления, искусственно разделенной на те же два уровня. Необходимость восстановления на уровне районов единого бюджета и единой системы управления, ликвидация дублирования одних и тех же функций районом и поселением, становится все более очевидной – особенно в сегодняшней социально-экономической и демографической ситуации. Одним из решений этой проблемы, которое допускает 131-й Закон, является преобразование муниципальных районов в городские округа. Подобный опыт имеется в Нижегородской, Сахалинской, Калининградской областях. Однако такое преобразование связано с громоздкой, длительной и затратной процедурой. Кроме того, специфика района, даже избавившегося от двухуровневой системы местного самоуправления, значительно отличается от специфики города (особенно во всем, что связано с межбюджетными отношениями). Этих различий сегодняшнее законодательство не учитывает.

Разумеется, названные проблемы связаны с федеральным, а не региональным законодательством. Но мы все знаем, что Законодательное Собрание Тверской области имеет серьезный положительный опыт выдвижения и принятия законодательных         инициатив на федеральном уровне. Поэтому предлагаю подготовить и выдвинуть законодательную инициативу, направленную на значительное упрощение процедуры преобразования муниципальных районов в городские округа, с возможным изменением самой терминологии и выведением районов, вернувшихся к единому бюджету и единой системе управления, в отдельную категорию муниципальных образований – отличную как от сегодняшних муниципальных районов, так и от сегодняшних городских округов.

Понятно, что это – вопрос будущего, к которому, на мой взгляд, надо двигаться.

И есть вопросы сегодняшней жизни, которые можно и нужно решать сейчас, именно на региональном уровне. Один из них – структура органов местного самоуправления сельских поселений, имеющих низкую заселенность на большой территории. Нет ничего плохого в том, что многие из них объединяются. Проблема – в другом. Достаточно очевидно, что один глава поселения (или вдвоем со специалистом, находящимся в центре того же поселения) физически не могут решать проблемы жителей, разбросанных на территории в 500-700 кв. километров. В связи с этим, многие сельские поселения сохранили удаленные рабочие места в бывших сельсоветах (у нас, например, это – территориальные отделы, в других районах есть другие названия, но суть одна). Однако, изменившиеся межбюджетные отношения, и особенно установленный предельный объем финансирования управленческого аппарата перестали учитывать эту специфику слабозаселенных сельских территорий. В нашем районе, чтобы выполнить все нормативы и при этом сохранить удаленные рабочие места, крайне нужные для жителей деревень, пришлось идти на 25-процентное сокращение зарплаты в территориальных отделах. На каких-то других территориях пошли по пути ликвидации таких рабочих мест, и теперь люди там ездят по любой, самой мелкой проблеме в центр поселения, с которыми далеко не всегда есть регулярные транспортные маршруты, а дорога иногда проходит через райцентр. Это не идет на пользу делу и на пользу людям! Предлагаю провести анализ наличия удаленных рабочих мест в сельских поселениях по состоянию на 2012 год, и учесть их в Методике формирования межбюджетных отношений и в предельном нормативе на содержание органов местного самоуправления. В данном случае речь идет не о раздувании административного аппарата (оптимизацию расходов на который я всегда поддерживал и поддерживаю), а о возможности сельских жителей решать свои бытовые проблемы на месте, и, в конечном итоге, об управляемости сельских территорий. Тем более, что речь идет не о больших деньгах, учитывая уровень зарплаты этой категории работников, на который необходимо также установить нормативы.

Уважаемые коллеги!

Сегодняшняя система органов местного самоуправления далека от совершенства, и это понимают как население, так и представители власти на всех уровнях. Уверен, что общими усилиями, при сложившемся конструктивном взаимодействии муниципальной, региональной и федеральной власти, мы сможем сделать ее более близкой и понятной для населения, способной оперативно решать возникающие проблемы на местах и более эффективно использовать достаточно ограниченные финансовые ресурсы, которыми мы все располагаем.

  • 1
У братьев буржуев есть прекрасное понятие - община (commune) - это меньше нашего обычного района, от 10 человек до 100000 :)
Но средние - это 10-15 тысяч жителей. Младшее АТО.

А следующая ступень в нашем понимании - уже субъект :)

  • 1